Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Январь » 22 » 6. Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева) :: Формы олигофрении по сухаревой
|
6. Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева) :: Формы олигофрении по сухаревой
|
Г. Е. Сухарева (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.
При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в
- интеллектуальной,
- речевой,
- сенсорной,
- моторной,
- эмоциональной,
- неврологической,
- соматической
сферах.
При легких степенях неосложненной олигофрении - деятельность ребенка зависит
от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена.
Эти дети - старательны,
- усидчивы,
- доброжелательны.
Г. Е. Сухарева выделяет осложненную форму олигофрении, при которой - психическое недоразвитие осложнено
болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы:
- церебрастеническим,
- неврозоподобным,
- психопатоподобным,
- эпилептиформными,
- апатико-адинамическими.
- Осложненные формы чаще имеют этиологию:
- натальную (родовые травма и асфиксия) и
- постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни).
В этих случаях более позднее
время поражения мозга является причиной не только
- недоразвития, но и
- повреждения систем, находящихся
в состоянии определенной зрелости.
Это проявляется в энцефалопатических расстройствах,
отрицательно влияющих на интел-ное развитие.
Так, при церебрастеническом синдроме- нарушения работоспособности больного олигофренией
резко усугубляются за счет
- повышенной утомляемости и
- психической истощаемости.
Ребенок не может приобрести того запаса знаний,
который является потенциально доступным
для возможностей его мышления.
Неврозоподобные синдромы
- ранимость,
- боязливость,
- склонность к страхам, заиканию, тикам
могут резко тормозить
- активность,
- инициативу,
- самостоятельность,
- общение с окружающими,
- усугубляют неуверенность в деятельности.
Психопатоподобные расстройства:
- аффективная возбудимость,
- расторможенность влечений
грубо дезорганизуют
- работоспособность,
- деятельность и поведение в целом.
Особенно большое значение для нарушения поведения
при олигофрении эти психопатоподобные проявления
приобретают в подростковом возрасте,
нередко вызывая тяжелые явления
школьной и социальной дезадаптации
[Лебединская К.С., 1969; и др.].
Эпилептиформные расстройства - судорожные припадки,
так называемые эпилептические эквиваленты,
если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению
- психического состояния и
- интеллектуальной работоспособности ребенка, но и
- являются формальным противопоказанием
для его обучения в школе.
Показанное в этих случаях обучение на дому
не компенсирует полностью потерь,
связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.
Аапатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние - медлительность,
- вялость,
- слабость побуждения к деятельности,
наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
Сходное деление на осложненные и неосложненные формы олигофрении имеется в классификациях М. С. Певзнер (1959). Это клиническое деление имеет большое значение для изучения закономерностей не только клиники, но и психологии аномального развития, так как - показывает соотношение и взаимовлияние
- симптомов нарушенного развития и болезни,
- симптомов недоразвития и повреждения.
В ряде случаев эти болезненные симптомы повреждения могут настолько доминировать в клинической картине и настолько препятствовать развитию ребенка, что дифференциальная диагностика между недоразвитием и поврежденным развитием (органической деменцией) бывает затруднительной.
Атипичные формы олигофрении, по Г. Е. Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. - Например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией,
частично нарушается фактор тотальности поражения, так как
в этом случае отмечается хорошая механическая память.
- При других формах олигофрении,
например так называемой лобной, а также олигофрении,
обусловленной недоразвитием щитовидной железы
[Певзнер М.С., 1959], частично нарушается закон иерархичности недоразвития:
- в первом случае имеется
грубое нарушение целенаправленности,
- а во втором — резкая слабость побуждений,
по степени своей выраженности
как бы перекрывающие тяжесть
недоразвития логического мышления.
Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения. - Так, при олигофрении, обусловленной
ранним травматическим поражением мозга,
нарушения памяти будут выражены значительно больше,
чем недостаточность других высших психических функций.
- При лобной олигофрении
на первый план выступает нарушение целенаправленности,
превалирующей по своей массивности над
недостаточностью процессов отвлечения и обобщения.
Источник: www.psi-sintez.ru
|
|
|
Просмотров: 4846 |
Добавил: ihavery
| Рейтинг: 0.0/0 |
|