Пятница, 17.05.2024, 06:42

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Январь » 22 » 6. Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева) :: Формы олигофрении по сухаревой
    02:56

    6. Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева) :: Формы олигофрении по сухаревой





    Г. Е. Сухарева (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.
    При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в

    • интеллектуальной,
    • речевой,
    • сенсорной,
    • моторной,
    • эмоциональной,
    • неврологической,
    • соматической
      сферах.
    При легких степенях неосложненной олигофрении
    • деятельность ребенка зависит
      от его интеллектуальных возможностей
      и в пределах этих возможностей грубо не нарушена.
    Эти дети
    • старательны,
    • усидчивы,
    • доброжелательны.
    Г. Е. Сухарева выделяет осложненную форму олигофрении, при которой
    • психическое недоразвитие осложнено
      болезненными
      (так называемыми энцефалопатическими)
      симптомами повреждения нервной системы:
      • церебрастеническим,
      • неврозоподобным,
      • психопатоподобным,
      • эпилептиформными,
      • апатико-адинамическими.

    • Осложненные формы чаще имеют этиологию:
      • натальную (родовые травма и асфиксия) и
      • постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни).
        В этих случаях более позднее
        время поражения мозга является причиной
        не только
        • недоразвития, но и
        • повреждения систем, находящихся
          в состоянии определенной зрелости
          .
          Это проявляется в энцефалопатических расстройствах,
          отрицательно влияющих на интел-ное развитие.
    Так, при церебрастеническом синдроме
    • нарушения работоспособности больного олигофренией
      резко усугубляются
      за счет
      • повышенной утомляемости и
      • психической истощаемости.
        Ребенок не может приобрести того запаса знаний,
        который является потенциально доступным
        для возможностей его мышления.
    Неврозоподобные синдромы
    • ранимость,
    • боязливость,
    • склонность к страхам, заиканию, тикам
      могут резко тормозить
      • активность,
      • инициативу,
      • самостоятельность,
      • общение с окружающими,
      • усугубляют неуверенность в деятельности.
    Психопатоподобные расстройства:
    • аффективная возбудимость,
    • расторможенность влечений
      грубо дезорганизуют
      • работоспособность,
      • деятельность и поведение в целом.
        Особенно большое значение для нарушения поведения
        при олигофрении эти психопатоподобные проявления
        приобретают в подростковом возрасте,
        нередко вызывая тяжелые явления
        школьной и социальной дезадаптации

        [Лебединская К.С., 1969; и др.].
    Эпилептиформные расстройства
    • судорожные припадки,
      так называемые эпилептические эквиваленты,
      если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению
      • психического состояния и
      • интеллектуальной работоспособности ребенка, но и
      • являются формальным противопоказанием
        для его обучения в школе
        .
        Показанное в этих случаях обучение на дому
        не компенсирует полностью потерь,
        связанных с невозможностью
        полноценного общения со сверстниками.
    Аапатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние
    • медлительность,
    • вялость,
    • слабость побуждения к деятельности,
      наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
    Сходное деление на осложненные и неосложненные формы олигофрении имеется в классификациях М. С. Певзнер (1959). Это клиническое деление имеет большое значение для изучения закономерностей не только клиники, но и психологии аномального развития, так как
    • показывает соотношение и взаимовлияние
      • симптомов нарушенного развития и болезни,
      • симптомов недоразвития и повреждения.
    В ряде случаев эти болезненные симптомы повреждения могут настолько доминировать в клинической картине и настолько препятствовать развитию ребенка, что дифференциальная диагностика между недоразвитием и поврежденным развитием (органической деменцией) бывает затруднительной.
    Атипичные формы олигофрении, по Г. Е. Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться.
    • Например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией,
      частично нарушается фактор тотальности поражения, так как
      в этом случае отмечается хорошая механическая память.

    • При других формах олигофрении,
      например так называемой лобной, а также олигофрении,
      обусловленной недоразвитием щитовидной железы

      [Певзнер М.С., 1959],
      частично нарушается закон иерархичности недоразвития:
    1. в первом случае имеется
      грубое нарушение целенаправленности,
    2. а во втором — резкая слабость побуждений,
      по степени своей выраженности
      как бы перекрывающие тяжесть
      недоразвития логического мышления
      .
    Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.
    • Так, при олигофрении, обусловленной
      ранним травматическим поражением мозга,
      нарушения памяти будут выражены значительно больше,
      чем недостаточность других высших психических функций
      .

    • При лобной олигофрении
      на первый план выступает нарушение целенаправленности,
      превалирующей по своей массивности над
      недостаточностью процессов отвлечения и обобщения
      .


    Источник: www.psi-sintez.ru
    Просмотров: 4846 | Добавил: ihavery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz