- На границе способностей
Урок 1. Такие, как все
Родители ведут ребенка в школу, ждут, что он станет хорошим учеником. Но проходит совсем немного времени и вдруг: «У вашего ребенка задержка психического развития. Родители пугаются, неужели их ребенок — ненормальный? Задержка психического развития, это что, псих? Ужасно. Конечно, во всем этом нет ничего хорошего, но не следует бросаться в панику. ЗПР — понятие широкое. Вы ребенка любите и хотите помочь ему развиваться нормально. Значит, нужно только точнее разобраться в особенностях его развития. Так давайте попробуем. Тем более, что не все ЗПР действительно уж такие безнадежные.
Отставание в психическом развитии — совсем еще не олигофрения, тем более не дебилизм. Да. у ребенка слабые способности, у него вообще есть сложности в отношениях с окружающим миром. Но чувства, потребности и желания те же, что и у всех остальных. Нормальный ребенок, только мысли и чувства ему выразить труднее.
Вообще нет ничего странного и ужасного в том, что люди различаются по своим способностям. Кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, у одного фантазия, как фонтан, зато нарисовать толком ничего не может. У этого какое-то особое чувство ритма, а у того — феноменальная память. Одному учеба дается легко, другому, за что ни возьмется, все трудно. Ученые говорят о разной степени развития интеллекта. Вопрос только, как эту степень определить. Уже в XIX веке ученые начали пытаться измерить уровень умственного развития: создавали разного рода опросники, системы тестов. Самым удачным оказался так называемый IQ-тест («качество интеллекта»). Он сложен в применении, но с его помощью можно оценить умственное развитие человека в виде шкалы баллов.
Не надо думать, что IQ был придуман, чтобы поделить всех людей на «умных» и «дураков». Он понадобился прежде всего для того, чтобы более объективно определить детей с отклонениями от стандартного развития, так сказать, в обе стороны: незаурядные способности и задержки в психическом развитии. Потому что и тем и другим требуются специальные обучающие программы. Вся шкала теста IQ здесь нам не важна, достаточно, что нормой считается около 100 баллов. 120—130 — и человек без излишних затруднений поступает на юрфак в МГУ, причем свободно может учиться сразу и еще на одном факультете. Есть у меня такие знакомые. А термином «олигофрения» определяются те, у кого показатель умственного развития, этот самый IQ, не достигает 75 баллов, «дебилизм» — от 75 до 56 баллов. Понятие «слабоумие» применяется при показателе 55 баллов и ниже.
Но вот вопрос: предположим развитие ребенка по этому самому тесту определено баллов на 80 или 85, то есть, не олигофрен, но до сотни не дотягивает. Суть не в количестве этих тестовых балов, а, я бы сказал, в размерах способностей. Тогда как? Дети с пониженными способностями (пусть их и называют «с задержками психического развития»), это не больные, не инвалиды. Им требуется еще больше ласки и терпения, чем детям с высокими способностями. Просто у них в жизни есть свои трудности. Задержка психического развития — это и обедненное восприятие, слабое внимание, плохая память, упрощенная речь. Дальше мы будем говорить как раз об этих трудностях.
Анатолий БУКИН
Опубликовано 14 августа 2011Продолжение следует