Пятница, 17.05.2024, 08:37

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Январь » 21 » Нарушения умственного развития :: Олигофрения и причины ее возникновения
    11:16

    Нарушения умственного развития :: Олигофрения и причины ее возникновения





    Люди с нарушениями умственного развития представляют собой полиморфную группу.2 основных вида дизонтогенеза:

    Недоразвитие интеллекта представляет собой не болезнь, но состояние,некое новое качество. Нарушения в таком случае по существу необратимы,динамика развития ограничивается степенью тяжести поражения ипроградиентностью (или ее отсутствием). Под проградиентностьюпонимается нестабильность состояния человека, возможность дальнейшегораспада функций.

    Из них олигофрения является непроградиентной.

    1. Олигофрения эндогенной природы(поражение генеративных клеток родителей)
      • болезнь Дауна
      • истинная микроцефалия
      • энзимопатические формы (наследственные нарушения различных видов обмена - белков, углеводов, липидов)
      • клинические формы олигофрений, связанные с заболеваниями костей и кожи
    2. Эмбрио- и фетопатии
      • олигофрении, связанные с краснухой, перенесенной матерью во время беременности
      • олигофрении, вызванные другими вирусами (грипп, гепатит и т. д.)
      • олигофрении, связанные с токсоплазмозом
      • олигофрении, связанные с врожденным сифилисом
      • олигофрении, связанные с гормональными нарушениями матери и токсическими веществами
      • олигофрении, связанные с гемолитической болезнью новорожденных
    3. Олигофрении, возникшие в результате воздействия вредных факторов в период родов и в раннем возрасте
      • следствие асфиксий новорожденных и родовых травм
      • следствие черепно-мозговых травм в раннем возрасте
      • следствие менингитов, менингоэнцефалитов, энцефалитов в раннем детстве
    4. Атипичные формы олигофрений (прогрессирующие гидроцефалии, локальныедефекты развития мозга, эндокринные нарушения у детей и т. д.)

    Неблагоприятная наследственность, вредные воздействия в периодвнутриутробного развития, родовые травмы и асфиксии, вредныевоздействия в период новорожденности (все это может быть какпредрасполагающими, так и определяющими факторами). Крайне важно, накаком этапе развития происходит воздействие.

    Влияние неблагоприятной наследственности может передаваться вследующем поколении (прямая наследственность), через поколение(перепрыгивающая наследственность). Скрытое состояние может проявитьсячерез несколько лет в нарушениях обмена веществ, нарушенияххромосомного набора и их строении.

    Вредные воздействия в разные сроки внутриутробного развития (физические факторы):

    • механические (травмы живота)
    • изменение внутриматочного давления
    • многоплодие
    • частые маточные сокращения
    • внематочный имплант
    • давление близлежащих органов
    • термические факторы (гипо- гипертермия)
    • лучевые факторы (ультрафиолет, рентген, космическое облучение)
    • химические факторы (гипоксия плода, влияние медикаментов, ядов, недостаток йода)
    • биологические факторы (недостаток или избыток витаминов, гормональные нарушения, резус-несовместимость, стрессы
    • возрастные факторы (кол-во абортов и родов, аномалии плаценты, заболевания матери, общее состояние организма)
    • вирусные факторы (корь, ветрянка и т. д.)
    • бактериальные факторы (сифилис и т. д.)

    Результаты воздействия этих факторов напрямую зависят отинтенсивности воздействия, от состояния защитных функций организма, отвозраста.

    Анатомия и физиология олигофрении:Под влиянием различных эндо- и экзогенных факторов в головном мозгепроисходят характерные изменения. В основном, такие изменения возникаюттогда, когда онтогенез еще не завершен. В зависимости от того, на какихэтапах происходит повреждение мозга, патолого-анатомическая иклиническая картина разная.

    Если патологический фактор воздействует в первые месяцы внутриутробногоразвития, то недоразвитие мозга чаще всего сопровождается врожденнымианомалиями других органов и систем (скелета, глаз, слуха, сердца, кожии т. д.).

    Если патологический агент действует в последующие месяцы беременности,то в основном поражен только головной мозг. Различия в патогенезеолигофрений могут быть обусловлены следующим:

    При идиотии и имбецильности паталого-анатомическая картинаболее тяжелая. Как правило, резко выражены аномалии развития мозга:микроцефалия (малые размеры), макроцефалия, недоразвитие различныхобластей мозга (чаще лобных и теменных долей), уменьшение в размерахмозжечка, отсутствие мозолистого тела, различные патологии бороздголовного мозга.

    Воздействие патологического фактора во вторую половинубеременности дает менее грубый и более диффузный характер поражения.Преимущественно страдают наиболее молодые в функциональном отношенииструктуры мозга.

    При легких формах отмечают ослабление условных рефлексов, инертностьнервных процессов, межполушарную ассиметрию, скудность альфа-ритма,появление патологических волн.

    Олигофренией в среднем страдают 0,3-0,7% населения.

    Нарушения мышления: в основном, затрагиваются высшие формымышления (абстрагирование). Устанавливаются сугубо частные, конкретныесвязи между предметами. Практически недоступен выход за пределыстереотипа. При сравнении предметов и явлений различия устанавливаютсятолько по внешним признакам, установление сходства часто недоступно.Недостаток понятийного мышления проявляется в определении общихпризнаков, выделении видовых и родовых понятий. Сложно понятьпереносный смысл, с трудом осваивают абстрактный счет. Недостаточностьлогического мышления проявляется в сложности выделить основную мысль втексте или рассказе.

    Восприятие: наиболее всего страдает компонент, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого впечатления.

    Память: страдает как процесс запоминания, так и процессвоспроизведения. Все новое дается с трудом, усваивается медленно, послемногократного повторения. Более всего страдает смысловая память илогическое запоминание.

    Речь: как более молодая функция онтогенетического развитиястрадает в большей степени и соответствует тяжести интеллектуальногонарушения.

    При грубых нарушениях интеллектуального развития люди не тольконе говорят, но и не понимают речь окружающих. При средней степенипоражения существует возможность словесного определения ряда предметови явлений, но для более глубокого общения речь служить не может. Прилегкой степени нарушения при достаточном запасе слов не всегдапользуются ими, понимание смысла значения слова затруднено, слово,имеющее значение в конкретной ситуации усваивается значительно лучше,не связанные с ситуацией - хуже и медленнее. Страдает произносительнаясторона речи. Темп речевого развития тормозится.

    Двигательные функции: снижены вследствие недостаточного интереса к окружающему и общению с людьми

    Эмоции и воля: отмечается тугоподвижность эмоций, их костность,однообразность. Неспособность испытывать тонкие переживания и подавлятьсвои влечения. Эмоции часто бывают неадекватны произошедшим событиям.

    Характер и темперамент может быть различным.

    Воля: страдает целенаправленная деятельность, отмечаетсяимпульсивность, поступки совершаются без борьбы мотивов. В поведениинет последовательности, плана, учета будущего. Снижена инициатива,самостоятельно с трудом переключаются на новую деятельность, охотноподражают другим, используя старые штампы. Легко поддаются внушению, ноактивно сопротивляются новому. Как правило, снижена работоспособность.При тяжелых нарушениях могут проявляться патологические влечения.

    Вопросы отграничения врожденного умственного недоразвития от сходныхсостояний нередко оказывает значительное влияние на судьбу человека иопределяет стратегию и тактику лечебно-коррекционных мероприятий, выбортипа специального учреждения, подбор спектра профессиональныхвозможностей.

    Под пограничными состояниями мы понимаем такие варианты отставания впсихическом развитии, при которых нет оснований считать ихнеобратимыми, но можно считать временными. Трудности такие состояниявызывают в основном в начальных классах средней школы и объединяютсядиагнозом ЗПР (задержка психического развития). Этот диагноз взначительной степени условный, этапный и объединяет в себе различныеклинические состояния отклонений в психическом развитии. В дальнейшемдиагноз либо снимается, либо трансформируется в какую-либо отчетливуюнозологическую форму.

    ЗПР - один из видов дизонтогенеза развития, характеризующийсяпрежде всего нарушением работоспособности, нарушениями темпа развития атакже нарушениями предпосылок интеллекта (эмоционально-волевая сфера,память, внимание, восприятие) при его потенциальной сохранности.Интеллектуальное развитие задерживается вторично. Группа ЗПР составляетпримерно 15% детей школьного возраста.

    По этиологическому принципу задержки психического развитияможно поделить на конституциональные, церебрально-органические,соматогенные и психогенные. Но нельзя забывать, что причины и механизмыформирования ЗПР часто носят смешанный характер, а форм ихсиндромологического проявления может быть достаточно много.

    Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом:Среди возможных причин возникновения такого нарушения отмечают негрубыеотклонения течения беременности и родов, частые или тяжелые истощающиезаболевания, черепно-мозговые травмы в первые годы жизни ребенка.Нередко выявляются неблагоприятные внутрисемейные отношения.

    Темп и характер раннего психомоторного развития у таких людейзаметно не нарушен, может регистрироваться позднее формированиефразовой речи (2,5 - 3 года).В дошкольном возрасте дети бывают излишнераздражительны, обидчивы, конфликтны, часто избегают подготовительныхзанятий к школе, предпочитают подвижные, малосодержательные игры, плохозапоминают стихи. В начальных классах школы отмечаетсянесостоятельность в овладении навыками чтения, письма, счета. Сниженобъем внимания и его концентрация. Работоспособность колеблется втечение дня, снижаясь к его концу (при этом могут быть жалобы наслабость, головокружение, головные боли).

    Соматическое обследование обычно не выявляет существеннойпатологии. Неврологическое исследование обнаруживает дисфункциивегетативной нервной системы, иногда рассеянную микросимптоматикуочагового характера.

    С помощью электроэнцефалограммы можно выявить диффузныеизменения биоэлектрической активности, дисфункция срединных структурголовного мозга и отдельные негрубые локальные изменения в разныхотделах коры головного мозга.

    Психологическое исследование выявляет выраженные чертыцеребрастенического синдрома. Для таких детей характерна быстраяистощаемость произвольного внимания, утомляемость, неспособность кдлительному психологическому напряжению. Обнаруживаются негрубыенарушения восприятия: элементы пальцевой агнозии, расстройствадермолексии, затруднения в дифференцировании некоторых акустическиблизких речевых звуков, иногда возникают затруднения в узнаваниизаштрихованных и зашумленных фигур, деформированных контурныхизображений.

    Как правило, отмечают также снижение объема зрительной ислуховой памяти, уменьшение скорости запоминания информации, иногдавстречается явление амнезии слов при назывании и в потоке спонтаннойречи.

    Обследование выявляет недоразвитие навыков анализапространственных отношений и конструктивного мышления. Наблюдаетсяослабление топографической памяти. Выявляются трудности в пониманиипредложных и флективных оборотов речи.

    Дети данной категории обнаруживают также признаки нарушения процессов"рядообразования", им трудно дается запоминание последовательностидвижений, действий, графических изображений, ритмического рисунка. Ониплохо запоминают времена года, дни недели, месяцы, с трудом заучиваютдаже короткие четверостишья.

    Способность к отвлеченному мышлению развита относительнонеплохо. Дети достаточно точно ориентируются в бытовых ситуациях,правильно оценивают человеческие отношения, улавливают шутку, скрытыйсмысл, понимают мораль сказок и басен.

    Проводя операции классификации и группировки, сравненияпредметов и явлений, дети нередко нуждаются в помощи, которую удачноиспользуют.

    Для таких детей характерна дисграфия, дислексия, дискалькулияполиморфного характера, так как высшие психические функции, лежащие воснове усвоения школьных навыков у них отстают в развитии.

    • гармонический психофизический инфантилизм

      В качестве причин указывают наследственные факторы и истощающие заболевания в период раннего детства.

      В дошкольном возрасте такие дети как правило не вызываютбеспокойства. Они общительны, доброжелательны, приветливы, отличаютсянепосредственными яркими и выразительными эмоциями, достаточно активныи инициативны в играх. Охотно общаются с детьми и взрослыми, пользуютсяих расположением. Однако в школе такие дети отстают в учебе, так как невоспринимают школьную ситуацию всерьез, обращают все в игру.

      Клиническое и психологическое обследование показывает, что пофизическим показателям такие дети отстают от сверстников на 2-3 года. Уних хрупкое телосложение, пропорции тела как у дошкольников. Движенияплавные и изящные, мимика яркая, выразительная, неустойчивая. Речьправильная, словарный запас достаточный, нередки словесные штампывзрослого человека. Такие дети наивны и непосредственны в поступках исуждениях. Психологически неспособны выполнять школьные требования всилу незрелости эмоционально-волевой сферы. Существенных нарушенийвнимания, гнозиса, памяти не наблюдается. Такие дети проявляют яркоевоображение и фантазию, точно и быстро ориентируются в бытовыхситуациях. Способность к отвлеченному мышлению обычно развитадостаточно.

    • дисгармонический психофизический инфантилизм

      Может встречаться при негрубом повреждении головного мозга на раннихстадиях развития. В клинической картине у таких детей, кроме отставанияв физическом развитии (наблюдается лишь у части из них) и замедленияличностного созревания, наблюдаются черты церебрастенического синдрома.Такие дети плохо переносят длительное интеллектуальное напряжение,обнаруживая при утомлении либо повышенную переключаемость внимания,либо его патологическую инертность. Объем кратковременной памяти испособности к длительному удержанию информации снижены. Характернонедоразвитие способности к анализу пространственных отношений,конструктивному праксису, операциям последовательных действий разногоуровня сложности. С операциями классификации, сравнения, анализапереносного смысла такие дети справляются как правило с трудом,используя помощь. Логопедическое обследование выявляет наличаедисграфии, дислексии, дискалькулии. Черты детской непосредственности,наивности в поступках и суждениях сочетаются с аффективнойнеустойчивостью, конфликтностью, драчливостью; дети как правилоэгоцентричны, лишены самокритичности, почти не имеют друзей. Динамикаразвития менее благоприятна, чем при гармоническом психофизическоминфантилизме.

    • психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности

      Такие дети отстают в темпе физического развития и отличаютсядиспластичностью телосложения. Движения их часто неловки и неуклюжи,нарушена координация и последовательность движений. Несмотря на это,дети стремятся к общению, принимают участие в общих мероприятиях,переживая в глубине души свою "неполноценность". Они отличаютсяповышенной внушаемостью, привязаны к близким людям, ранимы, пугливы,робки, склонны к ворчливости, хвастливости, резонерству. Им свойственномедленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствиеинициативы, гибкости и яркости воображения. Темп психическойдеятельности замедлен. Все это может служить источником затруднений приобучении в школе.

      Дети плохо оценивают межличностные отношения, не всегда понимают шутки,медленно на них реагируют, в то же время используют словесные штампывзрослых, склонны к нравоучениям, что выявляет своеобразную наивностьих суждений.

    Двигательные нарушения наряду с расстройством тактильных имышечно-суставных ощущений затрудняют ребенку получение информации оформе предметов, их величине, особенностях материала, из которого онисделаны. Большая часть детей с ДЦП имеет различные нарушения зрения ислуха. У всех детей, пораженных ДЦП, выявляют черты церебрастеническогосиндрома, нарушение функций произвольного внимания, памяти,эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций,обеднение мотивационной сферы. Задерживается развитие пространственныхпредставлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мирев силу относительной изолированности на ранних этапах онтогенеза.

    При спастической и гемипаретической формах ДЦП примерно 1\3детей страдает умственным недоразвитием, у остальных регистрируетсязадержка психического развития (главным образом за счет недоразвитиянавыков анализа пространственных отношений и конструктивного мышления).В силу оптико-пространственной недостаточности при обучении выявляютсядисграфия, дислексия, дискалькулия. Способность кабстрактно-логическому мышлению может развиваться в достаточнойстепени. Дети часто сенситивны, впечатлительны.

    При гиперкинетической форме ДЦП у детей наблюдается снижениеостроты слуха и отставание в развитии навыков абстрактно-логическогомышления в то время как конкретно-действенное мышление развивается уних в достаточной степени. Часто они недостаточно критичны к своемуповедению, нередко бестактны, не учитывают тонких ситуативных моментовв межличностных отношениях. У таких детей могут быть замедленымыслительные операции. Бывает, что они двигательно расторможены,назойливы, аффективны, неустойчивы, эгоцентричны.

    У детей с ДЦП при ухудшении соматического состояния нередкиневрозоподобные проявления и депрессии с переживаниями неопределенностисвоего будущего. Часто наблюдаются страхи, связанные с перемещениями впространстве.

    Своеобразная задержка психического развития наблюдается у детей смоторной (экспрессивной) аномалией. Мыслительные операции наконкретно-действенном и наглядно-образном уровне обычно реализуютсядостаточно успешно. В то же время у таких детей регистрируютсямногообразные расстройства языковых операций: извращение звуковой ислоговой структуры слов, разнообразные аграмматизмы, бедность словаря,чрезмерное сужение или расширение значения употребляемых слов,разорванность высказываний, свертывание повествований и т. д.Формирование абстрактно-логического мышления из-за тяжелых языковыхнарушений отстает в развитии, что порождает затруднения в общении сосверстниками, затягивает этапы школьного обучения. Подробно смотри вразделе "Нарушения речи".

    Задержка психического развития у глухих детей касается главным образомсловесно-логического мышления, в то время как невербальные функцииинтеллекта развиваются, как правило, в обычные сроки. Первые усвоенныеглухими детьми слова обладают чрезмерно широким смыслом и долго неприобретают значимости как средство общения. Только в течение первыхлет обучения идет процесс увеличения словаря с постепенным сужением иуточнением значений слов. Однако еще длительное время дети испытываютзатруднения в использовании слов в разных контекстах. Предметныеобозначения для них существеннее, чем более обобщенные, а пониманиепринадлежности одного и того же объекта или явления к разноаспектнымобобщениям представляет для глухих значительную трудность. Все этозатрудняет процесс перехода перцептивных действий в понятийныеоперации.

    К подростковому периоду жизни у глухих детей часто наблюдаютсяреакции, обусловленные переживанием своего дефекта, ипохондрическиежалобы, но могут проявляться и наоборот, завышенная самооценка, чертыинфантилизма, наивности, повышенной внушаемости и недостаточнойсамостоятельности. При глухоте, вызванной органическим поражениемголовного мозга, возможны выраженные симптомы церебрастеническогосиндрома.Подробно смотри в разделе "Глухие и слабослышащие".

    В младенческом возрасте вследствие слепоты дети отстают в формированииобщей моторики. Ограничение двигательной активности приводит кзамедленному формированию пространственных представлений, развитиюконструктивного мышления, наблюдается своеобразие речи и вербальногомышления. Дети могут обладать богатым словарным запасом, копируя речьвзрослых людей, но при этом слова часто лишены конкретного содержания.Рассуждения нередко схоластичны, употребление понятий неадекватно.Такая задержка психического развития часто осложняетсяхарактерологическими особенностями и невротическими реакциями.Гиперопека с раннего возраста приводит к повышенной внушаемости,зависимости от мнения окружающих. В то же время часто обнаруживаетсяобидчивость, замкнутость, чувство собственной ущербности, капризность,эгоистичность, склонность к самоанализу, патологическое фантазирование,тревожная мнительность. В некоторых случаях отмечаются опасение новыхситуаций, склонность к соблюдению жесткого порядка, доходящего допедантизма. Неудачи нередко вызывают невротические реакции ипровоцируют патологическое формирование личности по истерическому,ипохондрическому и депрессивно-аутистическому типу. Подробно смотри вразделе "Слепые и слабовидящие".



    Источник: children.csa.ru
    Просмотров: 554 | Добавил: ihavery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz