Пятница, 17.05.2024, 06:43

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Январь » 27 » Реабилитационный центр проблемы нервной системы, психики и речи / Услуги / Реабилитация больных с повреждённым
    08:35

    Реабилитационный центр проблемы нервной системы, психики и речи / Услуги / Реабилитация больных с повреждённым





    олигофрения является выражением

    Реабилитация больных с повреждённым мозгом

    РЕАБИЛИТАЦИЯ больных с повреждённым (или незрелым) мозгом – это поэтапная и многоплановая система восстановления больных с различными дисфункциями (лёгкие расстройства) и дефектами (грубые нарушения) нервной системы, психики и речи. Реабилитация – это не есть процесс «долечивания». Реабилитация – это специальные мероприятия не связанные с медикаментами. На этапе лечения, при оценке лечебных мероприятий надо пользоваться понятиями интенсивная терапия, плановая терапия и отсроченная терапия. В настоящее время почему-то ошибочно считают, что отсроченная терапия или «долечивание» считается реабилитацией. Это огромное заблуждение и большая ошибка. Реабилитация – это не лечение. Реабилитация – это комплексное воздействие на человека с целью восстановления несформированных или коррекции нарушенных функций, а также максимально возможной дальнейшей адаптации в обществе.

    Методы, которые используют врачи восстановительной медицины, медицинские психологи и клинические лингвисты связаны со специальными, онтогенетически ориентированными мероприятиями. Напрашивается стандартный вопрос. Что же это такое? Двигательное, психическое и речевое развитие человека в рамках возраста – это и есть онтогенез человека или развитие его после рождения. Эти реабилитационные мероприятия напрямую связаны с этапами развития человека. Больной человек под руководством реабилитологов (дефектологов) должен заново пройти все этапы двигательного, психического, речевого развития:

    - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): лежит – держит голову – сидит – ползает – стоит – ходит – бежит – кувыркается – стоит на руках – фляк – сальто;

    - ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): кома – сон – психомоторное возбуждение – олигофрения – шизофрения – психоз – психопатия – невроз – акцентуация характера – творчество;

    - РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): дыхание – фонация – звуки – слоги – слова – словосочетания – устойчивые выражения – простые предложения – сложные предложения – текст.

    РЕАБИЛИТАЦИЯ – это не лечение и не обучение. РЕАБИЛИТАЦИЯ – это стимуляция физического, психического и речевого развития, а при сформировавшемся дефекте (двигательный дефект, психический дефект, речевой дефект) – его «разрушение» (реконструкция) с последующим восстановлением основных функций (моторика, поведение, общение) до нормы.

    По примеру восстановительной ортопедии (реконструктивная хирургия, аппараты Илизарова и др.) и коррекционной педагогики (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.) формируются новые направления – восстановительная неврологии, восстановительная психиатрия, восстановительная лингвистика.

    По сравнению с лечением, которое связано с кратковременным воздействием (хирургическая операция, антибиотики, физиотерапия и др.), профилактика длится всю жизнь. С помощью профилактических мероприятий (закаливание, физкультура, спорт и т.д.) формируется резерв функций. Восстановительные мероприятия могут продолжаться год и более. На реабилитационных занятиях восстанавливают основные функции (движение, поведение, речь), которые не сформированы с детства или разрушены болезнью. Эти реабилитационные занятия не измеряются как таблетки в миллиграммах, а в академических часах (по 45 минут). Реабилитационные занятия могут быть индивидуальные и групповые (по 5 - 9 человек в группе). Реабилитационные занятия могут проходить в режиме обычного урока, интенсивного занятия или тренинга «до отказа» с научением.

    Основным средством реабилитации больных с повреждённым (незрелым) мозгом являются упражнения:

    • ФИЗИЧЕСКИЕ (статические, динамические, вестибулярные);
    • ПСИХИЧЕСКИЕ (психотерапевтические, психокоррекционные, театрализованные);
    • РЕЧЕВЫЕ (фонопедические, логопедические, лингвистические).

    Нагрузки зависят от возраста, степени недоразвития функций или распада функций, стадии заболевания, пола, индивидуальной выносливости, реактивности и других характеристик организма. Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) формируют после комплексной диагностики на клинико-экспертной комиссии, где указывают частоту занятий, виды упражнений, отягощения, скорость увеличения нагрузки и др.

    Любая научная дисциплина базируется на чётком понятийном аппарате. В реабилитологии одним из основных понятий является функция, так как восстановление функций является основной задачей реабилитологов (дефектологов). И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р.Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции можно сказать так: «Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна».

    Реабилитация больных с повреждённым мозгом осуществляется целой бригадой специалистов (невролог, психиатр, фониатр, врач ЛФК, врач мануальной терапии, врач восстановительной медицины, врач иглорефлексотерапевт, врач физиотерапевт, тренер-реабилитолог, психолог-реабилитолог, логопед-реабилитолог, дефектолог, учителя различных предметов) (Таблица № 1).



    Интеграция направлений и единство специалистов в процессе реабилитации Врач
    (лечение)

    клинический диагноз
    Реабилитолог
    (восстановление)

    реабилитационный диагноз
    Учитель (профилактика)

    уровень развития
    1. Невролог 1.Кинезиолог
    (специалист по адаптивно-физической культуре) 1.Тренер
    (учитель физкультуры) 2.Психиатр 2.Психотерапевт
    (медицинский психолог) 2.Психолог
    (воспитатель) 3.Фониатр 3.Логопед
    (фонопед) 3.Лингвист
    (учитель музыки)

    Весь день у этих больных расписан по минутам (одно занятие длится 45 минут). У каждого пациента своя индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) включает медицинский, профессиональный и социальный аспект (форма № 379 н – приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.09).

    Медицинская реабилитация – это комплекс упражнений, которые проводятся на занятиях по адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР). С помощью длительных дозированных нагрузок (гимнастические, психотерапевтические и лингвистические упражнения) на этих специальных занятиях осуществляется стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов (тренировка двигательного, поведенческого или речевого акта).

    Стимуляция развития осуществляется как при несформированных функциях (навыки), так и при разрушенных болезнью функциях (способности). У детей естественный этап развития совпадает с самой реабилитацией (коррекцией), поэтому восстановление функций происходит более эффективно и быстро. Так как у детей нейронные ансамбли ещё только формируются, поэтому новые двигательные, поведенческие и речевые навыки формируются быстрее (рис. № 1)

    Рис. № 1.Стимуляция естественного нейроонтогенеза

    Рис. № 1.Стимуляция естественного нейроонтогенеза

    У взрослых, в результате прошедшей гормональной перестройки (от лат. пубертат), восстановление функций проходит через обострение. У них структурно-функциональной основой двигательного, поведенческого или речевого дефекта являются повреждённые болезнью нейроны. Они то и формируют патологическую систему в мозге. Реабилитологии (дефектологи) вынуждены разрушать сформировавшийся патологический двигательный, психический или речевой стереотип (рис. № 2), после чего они заново формируют навыки (неустойчивые автоматизированные действия) и способности (устойчивые автоматизированные действия).

    Рис. № 2 Возвратный нейроонтогенез

    Рис. № 2 Возвратный нейроонтогенез

    Чтобы понять, что такое восстановление несформированных или разрушенных болезнью функций, нужно сравнить реабилитацию с лечебно-профилактической деятельностью в больницах и поликлиниках, а также с воспитанием и обучением в различных образовательных учреждениях коррекционного типа. Реабилитация – это не лечение, это специальные коррекционно-реабилитационные занятия (индивидуальные и групповые), в основе которых лежит тренировка и научение. Реабилитация – это поэтапное прохождение больного человека по всем этапам развития. Чтобы не расписывать этапы двигательного, психического или речевого развития каждому нужно представить этапы развития ребёнка от рождения до 5 лет (от лат. онтогенез). При этом надо всем понять, что движение (прямохождение, бег и др.), психика (интеллект, характер и др.), а самое главное общение (монолог, диалог и др.) не восстанавливаются с помощью медикаментов.

    Врачи и педагоги часто путают реабилитацию с медикаментозным лечением (таблетки, уколы, капельницы и пр.). По закону РФ в образовательных учреждениях, в случае задержки развития или недоразвития каких-либо функций на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять дошкольные учреждения (ДУ) или медико-психолого-педагогические комиссии (МППК) (схема № 1).

    схема № 1 Модель педагогики

    В медицинских учреждениях, в случае болезни или какой-либо травмы на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять лечебные учреждения (ЛУ) или бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), ранее они назывались врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) (схема № 2).

    схема № 2 Модель медицины

    Из-за старой социальной установки, что нервные клетки не восстанавливаются, существует путаница в понятиях и самих методиках. До сих пор считается, что для больных с повреждённым мозгом, в реабилитации необходимо применять методы реконструктивной хирургии, восстановительное лечение, протезирование, ортезы или санаторно-курортное лечение. Однако, здравый смысл подсказывает, что-либо отрезать у больного с параличом, шизофренией или заиканием не надо. В рамках реабилитации или коррекции им нужны дозированные нагрузки (физические упражнения растягивающего характера с отягощением в виде груза, театрализованные занятия с эмоциональными нагрузками в виде трагедии и логопедические занятия с вокалом в виде громкого голоса). Эти специальные занятия (от англ. тренинг) формируют новый уровень организации нервных клеток, а значит адаптацию человека к новым условиям жизни. В случае сформировавшегося двигательного (паралич, дрожание и др.), психического (олигофрения, аутизм и др.) или речевого (афазия, дизартрия и др.) дефекта необходимо его разрушить. С помощью реабилитологов (дефектологов) больной человек заново учится стоять, думать и говорить. Образно говоря, он возвращается в «место поломки нервной системы» и повторяет этапы развития здорового мозга (от лат. нейроонтогенез).

    Методология общественного здоровья для людей с повреждённым (или незрелым) мозгом Цель Лечение Реабилитация Профилактика Задачи Устранение повреждения и «релакс» Восстановление дефекта и «тренинг» Воспитание и «всеобуч» Механизм Торможение ЦНС (патогенез) Активация ЦНС (саногенез) Возбуждение ЦНС (валеогенез) Основные методы (технологии)
    • Хирургия
    • Фармакотерапия
    • Физиотерапия
    • Адаптивно-физическая реабилитация (АФР)
    • Психолого-педагогичесая реабилитация (ППР)
    • Вокально-речевая реабилитация (ВРР)
    • Спорт инвалидов
    • Закаливание
    • Вакцинация
    Дополнительные методы (технологии) Лечебно-охранительный режим, диетотерапия, трансплантация, электрошоктерапия, психотерапия, облучение, химиотерапия, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, лечебная физкультура. Индивидуально-стимулирующий режим, восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, реконструктивная хирургия, протезирование (ортезы), профессиональное и коррекционное обучение, социально-бытовая адаптация. Общественно-экономический порядок, труд, уроки, кружки, сауна, бассейн, соревнование, разнообразное питание, туризм, олимпиады, игры, допинг, этнические формы импринтинга.

    На основе собственных исследований специалисты Нижегородского центра мозга сформировали новые (инновационные) подходы к реабилитации больных с повреждённым мозгом:

    1. Принцип восстановительной медицины - при дефекте (двигательном, психическом или речевом) или недоразвитии функций – разрушение патологического стереотипа. Именно это воздействие формирует механизм регенерации нервных клеток.

    2. Принцип коррекционной педагогики - при задержке развития (двигательного, психического или речевого) или несформированности функций – сильная стимуляция развития. Именно это воздействие формирует механизм нейропластичности.

    Уникальность данной клиники в том, что на основе собственных научных открытий (регенерация и нейропластичность нервных клеток) в Нижегородском центре мозга совершают по истине чудеса. Здесь хромых делают ходячими, глупых - умными, мычащих-красноречивыми. У нас самый современный взгляд на проблемы восстановления больных с проблемами нервной системы, психики и речи.



    Дата последнего изменения сайта: 01.12.2013



    Источник: www.kdm.al52.ru
    Просмотров: 541 | Добавил: ihavery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz