Реабилитация больных с повреждённым мозгом
РЕАБИЛИТАЦИЯ больных с повреждённым (или незрелым) мозгом – это поэтапная и многоплановая система восстановления больных с различными дисфункциями (лёгкие расстройства) и дефектами (грубые нарушения) нервной системы, психики и речи.
Реабилитация – это не есть процесс «долечивания». Реабилитация – это специальные мероприятия не связанные с медикаментами. На этапе лечения, при оценке лечебных мероприятий надо пользоваться понятиями интенсивная терапия, плановая терапия и отсроченная терапия. В настоящее время почему-то ошибочно считают, что отсроченная терапия или «долечивание» считается реабилитацией. Это огромное заблуждение и большая ошибка. Реабилитация – это не лечение. Реабилитация – это комплексное воздействие на человека с целью восстановления несформированных или коррекции нарушенных функций, а также максимально возможной дальнейшей адаптации в обществе.
Методы, которые используют врачи восстановительной медицины, медицинские психологи и клинические лингвисты связаны со специальными, онтогенетически ориентированными мероприятиями. Напрашивается стандартный вопрос. Что же это такое? Двигательное, психическое и речевое развитие человека в рамках возраста – это и есть онтогенез человека или развитие его после рождения. Эти реабилитационные мероприятия напрямую связаны с этапами развития человека. Больной человек под руководством реабилитологов (дефектологов) должен заново пройти все этапы двигательного, психического, речевого развития:
- ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): лежит – держит голову – сидит – ползает – стоит – ходит – бежит – кувыркается – стоит на руках – фляк – сальто;
- ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): кома – сон – психомоторное возбуждение – олигофрения – шизофрения – психоз – психопатия – невроз – акцентуация характера – творчество;
- РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): дыхание – фонация – звуки – слоги – слова – словосочетания – устойчивые выражения – простые предложения – сложные предложения – текст.
РЕАБИЛИТАЦИЯ – это не лечение и не обучение. РЕАБИЛИТАЦИЯ – это стимуляция физического, психического и речевого развития, а при сформировавшемся дефекте (двигательный дефект, психический дефект, речевой дефект) – его «разрушение» (реконструкция) с последующим восстановлением основных функций (моторика, поведение, общение) до нормы.
По примеру восстановительной ортопедии (реконструктивная хирургия, аппараты Илизарова и др.) и коррекционной педагогики (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.) формируются новые направления – восстановительная неврологии, восстановительная психиатрия, восстановительная лингвистика.
По сравнению с лечением, которое связано с кратковременным воздействием (хирургическая операция, антибиотики, физиотерапия и др.), профилактика длится всю жизнь. С помощью профилактических мероприятий (закаливание, физкультура, спорт и т.д.) формируется резерв функций. Восстановительные мероприятия могут продолжаться год и более. На реабилитационных занятиях восстанавливают основные функции (движение, поведение, речь), которые не сформированы с детства или разрушены болезнью. Эти реабилитационные занятия не измеряются как таблетки в миллиграммах, а в академических часах (по 45 минут). Реабилитационные занятия могут быть индивидуальные и групповые (по 5 - 9 человек в группе). Реабилитационные занятия могут проходить в режиме обычного урока, интенсивного занятия или тренинга «до отказа» с научением.
Основным средством реабилитации больных с повреждённым (незрелым) мозгом являются упражнения:
- ФИЗИЧЕСКИЕ (статические, динамические, вестибулярные);
- ПСИХИЧЕСКИЕ (психотерапевтические, психокоррекционные, театрализованные);
- РЕЧЕВЫЕ (фонопедические, логопедические, лингвистические).
Нагрузки зависят от возраста, степени недоразвития функций или распада функций, стадии заболевания, пола, индивидуальной выносливости, реактивности и других характеристик организма. Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) формируют после комплексной диагностики на клинико-экспертной комиссии, где указывают частоту занятий, виды упражнений, отягощения, скорость увеличения нагрузки и др.
Любая научная дисциплина базируется на чётком понятийном аппарате. В реабилитологии одним из основных понятий является функция, так как восстановление функций является основной задачей реабилитологов (дефектологов). И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р.Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции можно сказать так: «Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна».
Реабилитация больных с повреждённым мозгом осуществляется целой бригадой специалистов (невролог, психиатр, фониатр, врач ЛФК, врач мануальной терапии, врач восстановительной медицины, врач иглорефлексотерапевт, врач физиотерапевт, тренер-реабилитолог, психолог-реабилитолог, логопед-реабилитолог, дефектолог, учителя различных предметов) (Таблица № 1).
Интеграция направлений и единство специалистов в процессе реабилитации
Врач
(лечение)
клинический диагноз
Реабилитолог
(восстановление)
реабилитационный диагноз
Учитель
(профилактика)
уровень развития
1. Невролог
1.Кинезиолог(специалист по адаптивно-физической культуре)
1.Тренер(учитель физкультуры)
2.Психиатр
2.Психотерапевт(медицинский психолог)
2.Психолог(воспитатель)
3.Фониатр
3.Логопед(фонопед)
3.Лингвист(учитель музыки)
Весь день у этих больных расписан по минутам (одно занятие длится 45 минут).
У каждого пациента своя индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) включает медицинский, профессиональный и социальный аспект (форма № 379 н – приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.09).
Медицинская реабилитация – это комплекс упражнений, которые проводятся на занятиях по адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР). С помощью длительных дозированных нагрузок (гимнастические, психотерапевтические и лингвистические упражнения) на этих специальных занятиях осуществляется стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов (тренировка двигательного, поведенческого или речевого акта).
Стимуляция развития осуществляется как при несформированных функциях (навыки), так и при разрушенных болезнью функциях (способности). У детей естественный этап развития совпадает с самой реабилитацией (коррекцией), поэтому восстановление функций происходит более эффективно и быстро. Так как у детей нейронные ансамбли ещё только формируются, поэтому новые двигательные, поведенческие и речевые навыки формируются быстрее (рис. № 1)
Рис. № 1.Стимуляция естественного нейроонтогенеза
У взрослых, в результате прошедшей гормональной перестройки (от лат. пубертат), восстановление функций проходит через обострение.
У них структурно-функциональной основой двигательного, поведенческого или речевого дефекта являются повреждённые болезнью нейроны.
Они то и формируют патологическую систему в мозге.
Реабилитологии (дефектологи) вынуждены разрушать сформировавшийся патологический двигательный, психический или речевой стереотип (рис. № 2),
после чего они заново формируют навыки (неустойчивые автоматизированные действия) и способности (устойчивые автоматизированные действия).
Рис. № 2 Возвратный нейроонтогенез
Чтобы понять, что такое восстановление несформированных или разрушенных болезнью функций, нужно сравнить реабилитацию с лечебно-профилактической деятельностью в больницах и поликлиниках, а также с воспитанием и обучением в различных образовательных учреждениях коррекционного типа.
Реабилитация – это не лечение, это специальные коррекционно-реабилитационные занятия (индивидуальные и групповые), в основе которых лежит тренировка и научение.
Реабилитация – это поэтапное прохождение больного человека по всем этапам развития.
Чтобы не расписывать этапы двигательного, психического или речевого развития каждому нужно представить этапы развития ребёнка от рождения до 5 лет (от лат. онтогенез).
При этом надо всем понять, что движение (прямохождение, бег и др.), психика (интеллект, характер и др.), а самое главное общение (монолог, диалог и др.) не восстанавливаются с помощью медикаментов.
Врачи и педагоги часто путают реабилитацию с медикаментозным лечением (таблетки, уколы, капельницы и пр.).
По закону РФ в образовательных учреждениях, в случае задержки развития или недоразвития каких-либо функций на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять дошкольные учреждения
(ДУ) или медико-психолого-педагогические комиссии (МППК) (схема № 1).
В медицинских учреждениях, в случае болезни или какой-либо травмы на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять лечебные учреждения (ЛУ) или бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ),
ранее они назывались врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) (схема № 2).
Из-за старой социальной установки, что нервные клетки не восстанавливаются, существует путаница в понятиях и самих методиках.
До сих пор считается, что для больных с повреждённым мозгом, в реабилитации необходимо применять методы реконструктивной хирургии, восстановительное лечение, протезирование, ортезы или санаторно-курортное лечение. Однако, здравый смысл подсказывает, что-либо отрезать у
больного с параличом, шизофренией или заиканием не надо. В рамках реабилитации или коррекции им нужны дозированные нагрузки (физические упражнения растягивающего характера с отягощением в виде груза,
театрализованные занятия с эмоциональными нагрузками в виде трагедии и логопедические занятия с вокалом в виде громкого голоса).
Эти специальные занятия (от англ. тренинг) формируют новый уровень организации нервных клеток, а значит адаптацию человека к новым условиям жизни. В случае сформировавшегося двигательного (паралич, дрожание и др.), психического (олигофрения, аутизм и др.) или речевого (афазия, дизартрия и др.) дефекта необходимо его разрушить. С помощью реабилитологов (дефектологов) больной человек заново учится стоять, думать и говорить.
Образно говоря, он возвращается в «место поломки нервной системы» и повторяет этапы развития здорового мозга (от лат. нейроонтогенез).
Методология общественного здоровья для людей с повреждённым (или незрелым) мозгом
Цель
Лечение
Реабилитация
Профилактика
Задачи
Устранение повреждения и «релакс»
Восстановление дефекта и «тренинг»
Воспитание и «всеобуч»
Механизм
Торможение ЦНС
(патогенез)
Активация ЦНС
(саногенез)
Возбуждение ЦНС
(валеогенез)
Основные методы (технологии)
- Хирургия
- Фармакотерапия
- Физиотерапия
- Адаптивно-физическая реабилитация (АФР)
- Психолого-педагогичесая реабилитация (ППР)
- Вокально-речевая реабилитация (ВРР)
- Спорт инвалидов
- Закаливание
- Вакцинация
Дополнительные методы (технологии)
Лечебно-охранительный режим, диетотерапия, трансплантация, электрошоктерапия, психотерапия, облучение, химиотерапия, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, лечебная физкультура.
Индивидуально-стимулирующий режим, восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, реконструктивная хирургия, протезирование (ортезы), профессиональное и коррекционное обучение, социально-бытовая адаптация.
Общественно-экономический порядок, труд, уроки, кружки, сауна, бассейн, соревнование, разнообразное питание, туризм, олимпиады, игры, допинг, этнические формы импринтинга.
На основе собственных исследований специалисты Нижегородского центра мозга сформировали новые (инновационные) подходы к реабилитации больных с повреждённым мозгом:
1. Принцип восстановительной медицины - при дефекте (двигательном, психическом или речевом) или недоразвитии функций – разрушение патологического стереотипа. Именно это воздействие формирует механизм регенерации нервных клеток.
2. Принцип коррекционной педагогики - при задержке развития (двигательного, психического или речевого) или несформированности функций – сильная стимуляция развития. Именно это воздействие формирует механизм нейропластичности.
Уникальность данной клиники в том, что на основе собственных научных открытий (регенерация и нейропластичность нервных клеток) в Нижегородском центре мозга совершают по истине чудеса.
Здесь хромых делают ходячими, глупых - умными, мычащих-красноречивыми.
У нас самый современный взгляд на проблемы восстановления больных с проблемами нервной системы, психики и речи.
Дата последнего изменения сайта: 01.12.2013